+7 (911) 287-14-09, +7 (812) 928-03-78, +7 (911) 922-81-18
Санкт-Петербург, Ново-Ковалево, 4-я линия, участок 1

О железе, как о прочном и практичном материале, узнали очень давно. В далекие времена, когда на земле правили фараоны, железо ценилось намного больше, чем золото. Уже тогда из него делали кованые изделия при помощи неудобных, но очень простых, если судить по нашим временам, инструментов. С тех пор прошло очень много времени, а некоторые инструменты и приемы остались прежними. Традиционно ковка – это прекрасный способ отделки металла посредством ударов тяжелого молота. Художественная ковка бывает двух типов: холодная и горячая. Холодная ковка производится без нагрева металла, поэтому приходится прилагать большие усилия, чтобы согнуть металл. При этом могут образоваться трещины и серьезные разрывы. Избавиться от этой проблемы можно благодаря своевременному отжигу изделия. В результате получается прочное и совершенное кованое изделие с длительным сроком службы. При необходимости отжиг повторяется несколько раз. Горячая ковка намного чаще используется для создания декоративных кованых изделий, например, светильников, решеток и т.п. Её отличительной чертой являет то, что металл предварительно нагревается. Это способствует более простой его деформации, но, тем не менее, даже при такой ковке появляются трещины и переломы. Правда, не у всех металлов. При осуществлении любой ковки необходимо обращать внимание на такой показатель, как ковкость. Он практически всегда зависит от степени нагрева металла. Чтобы получить красивое и долговечное изделие, необходимо иметь заранее подготовленные чертежи, хорошие инструменты и, конечно же, опыт в художественной ковке: от нагрева металла до декоративного соединения отдельных частей. Во все времена для подогрева металла использовали горн. Сейчас ничего не изменилось, только появились новые разновидности данного приспособления. Например, можно встретить переносные и стационарные горны, а также горны с различным количеством очагов. Так как температура ковки достаточно высока, то для розжига огня в горне используется топливо, которые имеет наименьший объем серы. Практически каждый опытный кузнец скажет, что лучшим топливом является древесный уголь, совершенно не содержащий серы. Также у кузнецов вошло в традицию определение температуры металла на глаз. Как и ранее, она определяется в зависимости от цвета каления. Чем выше опыт мастера, тем лучше он разбирается в данном вопросе, так как без этого знания можно потерять огромное количество хорошего металла. Подогрев металл до нужной температуры, кузнец отправляет его на наковальню – опору, на которой производится ковка металла. Её вес иногда превышает 200 кг! Сама наковальня способна выдерживать огромные нагрузки. В настоящий момент она бывает безрогой, однорогой и двурогой, но об их преимуществах лучше интересоваться у опытных мастеров. Качество работы кузнеца во многом зависит также и от используемых инструментов, так как их существует очень много. Многие перешли к нам по традиции от наших предков, остальные были просто значительно усовершенствованы и переименованы. Ручник или кузнечный молоток применяется при ковке практически постоянно, как для обработки мелких деталей, так в качестве наметки для кувалды. В свою очередь, кувалда предназначена для ковки более сложных и больших заготовок. Она весит в несколько раз больше кузнечного молотка, и с её помощью выполняют самые сильные удары. Следующий инструмент – фасонный молоток, который используется для выполнения художественных работ (точном загибе отдельных деталей). Для резки, а точнее разрубки, металла существуют зубило и подсечка. Она позволяют намного быстрее и проще справиться с данной задачей. Для рубки различных по размерам заготовок также нередко используется подсечка совместно с верхником. Чтобы сделать в кованых изделиях различные по форме глухие и сквозные отверстия применяются пробойники, которые бывают различной формы, в том числе квадратными, круглыми и треугольными. Данный прием называется пришивкой или пробивкой. Если толщина изделия высокая, то пробивка осуществляется с двух сторон. Для получения из металла красивой форменной спирали используется нижник. Процедура создания подобного изделия в кузнечном ремесле называется скручиванием и производится как при холодной, так и при горячей ковке. Также для получения спирали могут применять другие приемы, например, гибка на конусе и гибка без конуса. Гибка на конусе предполагает использование еще одного инструмента – конуса, от диаметра которого зависит диаметр готовой спирали. Гибка без конуса осуществляет на глаз. Полоска металла загибается под углом в 90 градусов, нагревается до определенной температуры и вытягивается до необходимого диаметра. Гибка металла должна производиться только после того, как будет осуществлена осадка, чтобы не повредить в результате материал. Если этого не сделать, то произойдет сильная утяжка металла и он потеряет свою первоначальную форму. Этого легко удается избежать при своевременной осадке. Даже если после этого металл искажается, его можно немного подправить при помощи проглаживания. Полосу металла также можно преобразовать в изделие волнистой формы. Для этого используется формовая плита, в которой есть необходимо отверстие. На плиту накладывается горячий металл и под воздействием тяжелого молота он становится формовым. Подбойка способна сделать в металле определенные по диаметру и глубине углубления, обжимка придает изделию законченные формы, создавая декоративные грани и формы, раскатка создана для удлинения металла подобно обычной скалке, а гладилка делает изделие более ровным и гладким. Поверхность гладилка всегда идеальна и по форме может быть квадратной и полукруглой. На гвоздильне у кузнеца всегда находятся необходимые для работы болты, головки и гвозди. Очень часто, даже в самых старинных сказках о кузнецах, упоминаются некие горновые клещи. Они предназначены для удержания горячего металла и могут быть различными по размерам и форме. Профессиональные горновые клещи обязательно должны быть удобными и прочными, чтобы кузнец как можно меньше уставал во время работы. Ведь практически весь процесс создания кованого изделия сопровождается работой с клещами. В настоящее время можно выделить клещи для работы с плоским и округлым металлом, а также для захвата уголков, заклепок и изделий различной толщины. Все они отличаются формой губок (плоской и вогнутой) и наличием двигаемых элементов (для регулировки ширины захвата). Чтобы сравнивать размеры кованых изделий, которые должны быть абсолютно одинаковыми, применяются двойной кронциркуль и кузнечный треугольник. Благодаря им кузнец в любой момент ковки может произвести необходимые замеры. Не менее интересны и разнообразны приемы художественной ковки. Осадка используется для сокращения длины изделия. Это происходит за счет увеличения диаметра изделия. Осадка может производиться как на всем изделии, так и на некоторых его частях. Именно поэтому она также называется местной и полной. За счет осадки получаются восхитительные художественные изменения в сечении, например, в растительных и других подобных орнаментах. Осадка также используется в тех местах, где необходимо создать угол, а для этого не хватает металла. Здесь же стоит сказать о приеме высадки, который также за счет уменьшения длины заготовки позволяет увеличить диаметр кованых изделий в некоторых местах. Оба приема используются при создании художественных орнаментов. Далее стоит отметить противоположную процедуру – вытяжку (протяжку), которая позволяет удлинять металл, сокращая поперечное сечение. Кстати, вытяжка способствует повышению качества металла. Прием «расплющивание» очень часто используется при создании художественной ковки, так как он позволяет создать красивые листья и лепестки у цветов. Для этого, как говорилось выше, используется раскатка или обычная кувалда. Рубка металла производится для разделения его на несколько частей. Для этого кузнец нагревает металл до нужной температуры и при помощи зубила и молота прорубает заготовку на определенную длину. Далее заготовка переворачивает, и ненужные элементы обрубаются. В эту же категорию приемов можно отнести разрубку, которая способствует только разрубке отдельной части заготовки на несколько частей (для последующей закрутки и т.д.), обрубку – для отделения определенной части металла и вырубку – для высечения элементов различной формы. Раскатка на оправке применяется для получения различных по внутреннему и внешнему диаметру трубок. Об отделке кованых изделий рассказывать можно практически бесконечно, но основными процедурами в данном приеме являются выглаживание и осуществление обжимок. После данного приема кованое изделие приобретает более совершенные формы. Выглаживание осуществляется при помощи гладилок и молотка, когда металл находится в определенном температурном состоянии.