Художественная обработка металла занимает особое место в истории декоративного искусства.
Металл можно плавить, заливать в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и т.д.
Это прекрасный материал для создания художественных изделий. На Руси кузнечным делом начали заниматься в 6-4 вв. до н.э. В те времена это были грубо выполненные предметы.
Позднее научились изготовлять мечи и серпы, топоры и ножи, кольчуги и шлемы, искусство изготовления которых поражает специалистов.
Ковка как древнейший способ обработки металлов — имела особый расцвет на Руси в 16, 17 и 18 веках.
При Иване Грозном труд кузнецов был исключительно ручным, но, тем не менее, русские мастера поставляли в войска кованые пушки. Постепенно производство их совершенствовалось.
В 18 веке при Петре 1 было создано много оружейных заводов, где широкое применение получили ковочные рычажные молоты с водяным приводом.
В 1800 году кузнец тульского оружейного завода Пастухов первым применил штамповку. К середине 19 века появились паровые молоты, на смену которым в наше время пришли гидравлические машины (прессы).
Потребность в кузнечных изделиях всегда была велика, потому и служителей данного ремесла было немало.
Известен тот факт, что фамилия Кузнецов до сих пор является самой распространенной русской фамилией. Наибольших успехов художественная ковка достигла в России в 17 — 20 веках.
Своеобразие русских национальных традиций неразрывно связано с историей государства, требованием господствовавших в различные периоды архитектурных стилей, мастерством русских архитекторов и скульпторов, кузнецов и литейщиков.
Каждое композиционное новшество требовало совершенствования технологии, потому удобнее всего рассматривать отдельные периоды развития искусства ковки вместе с определенными разделами технологии.
Первоначально главным объектом труда кузнеца считались рядовые бытовые предметы. Особый интерес представляют собой кованые светцы.
Светец — это металлический стержень, имевший в верхнем конце расщепление, в который вставлялись длинные лучины. Чтобы стержень с лучиной стоял вертикально, к его нижнему концу прикреплялся тяжелый обруч.
Во избежание пожара светец ставился в ведро с водой. Это простое изделие, не занимавшее много времени на изготовление, давало возможность для композиционных экспериментов и
Не удивительно, что все новое в технологии русской ковки для архитектуры бралось из результатов опытов изготовления элементарных бытовых изделий. технологических проб.
Постепенно кузнецы начали украшать свои изделия различными узорами и завитками.
Со временем вместо стержня бралась железная полоса, ее края надрубались и закручивались в тонкие валюты, верхний конец также разрубался и таким образом создавались неповторимые композиции.
В последствии все наработанные приемы замечательным образом перекочевали в архитектурные работы. Сначала это были решетки в небольших нишах, потом такие же элементы перешли в крупные проемы и пространства.
Основной рост уровня художественных кузнечных работ наблюдался в 17 веке, когда Москва из деревянной постепенно становилась каменной.
Кузнечное мастерство проникало не только в церковную, но и светскую архитектуру. Часто решетки 17 века имели один модуль, который многократно повторялся.
Отдельные элементы скреплялись либо кузнечной сваркой, либо кузнечной клепкой. 18 век внес много нового в изготовление металлических решеток.
Применяются все доселе известные кузнечные способы обработки металла. Строгие по силуэтам элементы усложняются глубиной пространства.
Могут появиться маски, звезды, цветы, солнце и др. вырубленные из жести детали.
Если решетки 17 века составлялись из повторяющихся модулей и это наиболее соответствовало последнему периоду древнерусского каменного зодчества, то 18 век принес другой стиль — русское барокко.
Он отмечается более крупным масштабом декора, на общий ритм архитектуры как бы накладываются крупные гирлянды или ветви. Такова же и лепнина здания.
Ковка будто бы рвалась в усложненное рельефное решение. К тому же Россия обзавелась большим количеством оружейных заводов, где налаживалось литейное производство, тесно связанное с рельефным искусством.
Не удивительно, что успешное освоение чугунного литья стимулировало активное производство чугунной скульптуры и архитектурных деталей декора.
Появляются уникальные чугунные решетки. Модели к таким решеткам создавались великими русскими архитекторами.
Прекрасный пример тому — в Москве Чугунные ворота в Толмачевском переулке. Имелись ограды конца 18 века, где сочетались кованые элементы с литыми. 19 век можно считать веком гармонии.
Под влиянием стиля «классицизм» создавались целые пространственные композиции из металла на балконах, оградах особняков. Причем литых элементов могло быть очень немного, они уже выглядят как драгоценные вставки в кованой оправе.
Гениальные русские архитекторы Бове, Жилярди, Казаков и Баженов создали проекты невероятно изящных композиций, которые были исполнены мастерами высочайшего класса.
Целая программа прославления России решалась через вопросы градостроительства. Если в петровскую эпоху все строительство было перенесено в северную столицу, то в екатерининскую эпоху вновь строятся города России — Москва, Кострома, Нижний Новгород, Казань, строятся отдельные строения и целые улицы в городах по всей Российской империи.
Такая же политика поддерживалась всеми последующими монархами. Вся разница заключалась в том, что одни предпочитали строить православные соборы, другие дворцы, третьи казармы и суды; в итоге все эти великолепные сооружения остались своему народу и до сих пор являются лучшими жемчужинами русских городов.
Цивилизация вносит много нового для русского кузнеца. Он изготовляет замечательные фонари, лестничные перила. Хочется отметить очень оживленный период в истории русской художественной ковки — это архитектура «модерна».
Имена архитекторов — Щусев, Шехтель, Гипиус, Голецкий. Неповторимые силуэты зданий ставили новые задачи, К объектам ковки стали относиться козырьки подъездов, коньки крыш.
В советский период 1930-1960 гг. ковка уступает почти все свои позиции художественному литью. Очень много архитектурно-пространственных композиций из металла украшают официальные государственные и общественные здания.
Большая роль в период после 1960 года по прежнему отводится литью. Очень много горячей штамповки. В конце концов, профессия кузнеца начала медленно, но верно вымирать, даже в реставрационных кругах.
В 70-х годах 20 века кованый металл вызвал неожиданный интерес у скульпторов, т.к. изделия из листового металла были дешевле литых.
Металлическая основа для таких работ делалась из профильного металла. Примером такой композиции являются часы Центрального театра кукол, автором которой является как раз скульптор Шаховский (1971г.).
Скульптура создавалась с явным применением старинных мотивов ковки. Вводились целые композиции, которые вошли в понятие «графическая скульптура».
Создаются новые решетки строгого геометрического стиля. В середине 80-х годов появляются первые опыты горячей обработки металлов.
Наши дни отмечены бурным всплеском работ художественной ковки. Идет возрождение реставрационных работ, создается много решеток на старинные дома в центре городов.
О железе, как о прочном и практичном материале, узнали очень давно. В далекие времена, когда на земле правили фараоны, железо ценилось намного больше, чем золото.
Уже тогда из него делали кованые изделия при помощи неудобных, но очень простых, если судить по нашим временам, инструментов. С тех пор прошло очень много времени, а некоторые инструменты и приемы остались прежними.
Традиционная ковка – это прекрасный способ отделки металла посредством ударов тяжелого молота. Художественная ковка бывает двух типов: холодная и горячая.
Холодная ковка производится без нагрева металла, поэтому приходится прилагать большие усилия, чтобы согнуть металл. При этом могут образоваться трещины и серьезные разрывы.
Избавиться от этой проблемы можно благодаря своевременному отжигу изделия. В результате получается прочное и совершенное кованое изделие с длительным сроком службы. При необходимости отжиг повторяется несколько раз.
Горячая ковка намного чаще используется для создания декоративных кованых изделий, например, светильников, решеток и т.п. Её отличительной чертой являет то, что металл предварительно нагревается. Это способствует более простой его деформации, но, тем не менее, даже при такой ковке появляются трещины и переломы.
Правда, не у всех металлов. При осуществлении любой ковки необходимо обращать внимание на такой показатель, как ковкость. Он практически всегда зависит от степени нагрева металла.
Чтобы получить красивое и долговечное изделие, необходимо иметь заранее подготовленные чертежи, хорошие инструменты и, конечно же, опыт в художественной ковке: от нагрева металла до декоративного соединения отдельных частей.
Во все времена для подогрева металла использовали горн. Сейчас ничего не изменилось, только появились новые разновидности данного приспособления.
Например, можно встретить переносные и стационарные горны, а также горны с различным количеством очагов. Так как температура ковки достаточно высока, то для розжига огня в горне используется топливо, которые имеет наименьший объем серы.
Практически каждый опытный кузнец скажет, что лучшим топливом является древесный уголь, совершенно не содержащий серы.
Также у кузнецов вошло в традицию определение температуры металла на глаз. Как и ранее, она определяется в зависимости от цвета каления. Чем выше опыт мастера, тем лучше он разбирается в данном вопросе, так как без этого знания можно потерять огромное количество хорошего металла.
Подогрев металл до нужной температуры, кузнец отправляет его на наковальню – опору, на которой производится ковка металла. Её вес иногда превышает 200 кг! Сама наковальня способна выдерживать огромные нагрузки.
В настоящий момент она бывает безрогой, однорогой и двурогой, но об их преимуществах лучше интересоваться у опытных мастеров. Качество работы кузнеца во многом зависит также и от используемых инструментов, так как их существует очень много.
Многие перешли к нам по традиции от наших предков, остальные были просто значительно усовершенствованы и переименованы.
Ручник или кузнечный молоток применяется при ковке практически постоянно, как для обработки мелких деталей, так в качестве наметки для кувалды.
В свою очередь, кувалда предназначена для ковки более сложных и больших заготовок. Она весит в несколько раз больше кузнечного молотка, и с её помощью выполняют самые сильные удары.
Следующий инструмент – фасонный молоток, который используется для выполнения художественных работ (точном загибе отдельных деталей).
Для резки, а точнее разрубки, металла существуют зубило и подсечка. Она позволяют намного быстрее и проще справиться с данной задачей.
Для рубки различных по размерам заготовок также нередко используется подсечка совместно с верхником. Чтобы сделать в кованых изделиях различные по форме глухие и сквозные отверстия применяются пробойники, которые бывают различной формы, в том числе квадратными, круглыми и треугольными. Данный прием называется пришивкой или пробивкой.
Если толщина изделия высокая, то пробивка осуществляется с двух сторон. Для получения из металла красивой форменной спирали используется нижник.
Процедура создания подобного изделия в кузнечном ремесле называется скручиванием и производится как при холодной, так и при горячей ковке.
Также для получения спирали могут применять другие приемы, например, гибка на конусе и гибка без конуса. Гибка на конусе предполагает использование еще одного инструмента – конуса, от диаметра которого зависит диаметр готовой спирали.
Гибка без конуса осуществляет на глаз. Полоска металла загибается под углом в 90 градусов, нагревается до определенной температуры и вытягивается до необходимого диаметра.
Гибка металла должна производиться только после того, как будет осуществлена осадка, чтобы не повредить в результате материал. Если этого не сделать, то произойдет сильная утяжка металла и он потеряет свою первоначальную форму.
Этого легко удается избежать при своевременной осадке. Даже если после этого металл искажается, его можно немного подправить при помощи проглаживания.
Полосу металла также можно преобразовать в изделие волнистой формы. Для этого используется формовая плита, в которой есть необходимо отверстие. На плиту накладывается горячий металл и под воздействием тяжелого молота он становится формовым.
Подбойка способна сделать в металле определенные по диаметру и глубине углубления, обжимка придает изделию законченные формы, создавая декоративные грани и формы, раскатка создана для удлинения металла подобно обычной скалке, а гладилка делает изделие более ровным и гладким.
Поверхность гладилка всегда идеальна и по форме может быть квадратной и полукруглой. На гвоздильне у кузнеца всегда находятся необходимые для работы болты, головки и гвозди.
Очень часто, даже в самых старинных сказках о кузнецах, упоминаются некие горновые клещи. Они предназначены для удержания горячего металла и могут быть различными по размерам и форме.
Профессиональные горновые клещи обязательно должны быть удобными и прочными, чтобы кузнец как можно меньше уставал во время работы.
Ведь практически весь процесс создания кованого изделия сопровождается работой с клещами. В настоящее время можно выделить клещи для работы с плоским и округлым металлом, а также для захвата уголков, заклепок и изделий различной толщины.
Все они отличаются формой губок (плоской и вогнутой) и наличием двигаемых элементов (для регулировки ширины захвата). Чтобы сравнивать размеры кованых изделий, которые должны быть абсолютно одинаковыми, применяются двойной кронциркуль и кузнечный треугольник.
Благодаря им кузнец в любой момент ковки может произвести необходимые замеры. Не менее интересны и разнообразны приемы художественной ковки. Осадка используется для сокращения длины изделия.
Это происходит за счет увеличения диаметра изделия. Осадка может производиться как на всем изделии, так и на некоторых его частях. Именно поэтому она также называется местной и полной.
За счет осадки получаются восхитительные художественные изменения в сечении, например, в растительных и других подобных орнаментах.
Осадка также используется в тех местах, где необходимо создать угол, а для этого не хватает металла. Здесь же стоит сказать о приеме высадки, который также за счет уменьшения длины заготовки позволяет увеличить диаметр кованых изделий в некоторых местах.
Оба приема используются при создании художественных орнаментов. Далее стоит отметить противоположную процедуру – вытяжку (протяжку), которая позволяет удлинять металл, сокращая поперечное сечение.
Кстати, вытяжка способствует повышению качества металла. Прием «расплющивание» очень часто используется при создании художественной ковки, так как он позволяет создать красивые листья и лепестки у цветов.
Для этого, как говорилось выше, используется раскатка или обычная кувалда. Рубка металла производится для разделения его на несколько частей.
Для этого кузнец нагревает металл до нужной температуры и при помощи зубила и молота прорубает заготовку на определенную длину. Далее заготовка переворачивает, и ненужные элементы обрубаются.
В эту же категорию приемов можно отнести разрубку, которая способствует только разрубке отдельной части заготовки на несколько частей (для последующей закрутки и т.д.), обрубку – для отделения определенной части металла и вырубку – для высечения элементов различной формы.
Раскатка на оправке применяется для получения различных по внутреннему и внешнему диаметру трубок. Об отделке кованых изделий рассказывать можно практически бесконечно, но основными процедурами в данном приеме являются выглаживание и осуществление обжимок.
В эту же категорию приемов можно отнести разрубку, которая способствует только разрубке отдельной части заготовки на несколько частей (для последующей закрутки и т.д.), обрубку – для отделения определенной части металла и вырубку – для высечения элементов различной формы.
После данного приема кованое изделие приобретает более совершенные формы. Выглаживание осуществляется при помощи гладилок и молотка, когда металл находится в определенном температурном состоянии.
Как строительный и отделочный материал натуральный камень — мрамор, гранит, известняк, оникс и доломит, применялся человеком с давних времен. И первую эпоху в развитии человечества историки не зря называют «каменным веком»: именно тогда камень стал использоваться как материал для производства орудий труда.
Позднее камень начали применять для строительства домов и храмов, изготовления колонн, ступеней, элементов украшения. По всему земному шару жителями разных стран и эпох было оставлено множество построек, скульптур и других прекрасных произведений искусства из мрамора, гранита, доломита. Некоторые из них были разрушены во время войн и стихийных бедствий, но большая часть сохранилась, пройдя испытание временем — самым строгим и безжалостным ценителем и критиком.
Мрамор – один из древнейших природных камней, который стал подвергаться обработке. Наряду с привлекательным внешним видом и разнообразием цветов и оттенков, этот материал обладает высокой прочностью, надежностью и долговечностью. При этом, благодаря мелкозернитой структуре, мрамор легко пилится, режется и сверлится без риска быть расколотым в процессе обработки. Возможность создания самых различных поверхностей – от шероховатых до гладких полированных сделала его одним из излюбленных материалов древних скульпторов.
Особенно ценились белые породы мрамора, добываемые на греческом острове Парос, в горном массиве Марпесса. Именно из них создавались бессмертные творения древних мастеров – статуи богинь и героев преданий, эпосов, легенд. Лёгкий желтоватый оттенок и бархатистость обработанной поверхности как нельзя лучше подходили для скульптур, в которых отразилась вся естественная красота человеческого тела.
На горе Пентеликон, расположенной к северо-востоку от Афин, добывался молочно-белый мрамор с прожилками зеленоватой слюды. Из него были построены знаменитый Парфенон, храм Зевса Олимпийского и многие другие памятники греческого искусства. Со течением времени из-за повышения содержания железа пентеликонский мрамор приобретает благородный золотисто-бурый оттенок.
Из белого мрамора, но добытого не в Элладе, а в Макоране, местечке близ индийского города Джайпура, сооружен знаменитый памятник любви могольского императора Шах-Джахана к своей жене — мавзолей Тадж–Махал. Построенный в XVII веке, он и по сей день стоит на берегу реки Джамна, поражая своим совершенством и монументальностью. Особый эффект комплексу Тадж-Махал придает своеобразная полировка камня, отражающая перемены в потоках света: утром, днем, вечером этот шедевр архитектуры выглядит по-разному. Особенно прекрасен он ночью, при свете луны. Кроме белого мрамора для строительства мавзолея были использованы и другие породы натурального камня из разных стран мира: красный песчаник из Фатехпур – Сикри, хризалит из Египта и даже малахит, добытый на Урале.
Мрамор стал незаменимым материалом и во времена эпохи Возрождения: великие скульпторы воплощали в нем свои творческие замыслы и идеи. Из этого природного камня высекал свои скульптуры великий итальянский мастер Микеланджело. Из мраморных глыб Каррары под инструментом художника рождались удивительные и совершенные статуи, скульптурные группы и барельефы.
Мраморные лестницы с перилами и балясинами тонкой работы украсили великие дворцы и храмы, а прекрасные скамейки, фонтаны и вазы стали неотъемлемой частью садов и парков.
Этот прочный, долговечный и красивый камень стал излюбленным строительным материалом во многих городах и странах мира. Из него изготавливались облицовки фасадов и покрытия полов, порталы каминов и великолепные памятники, балясины и шары, украшающие мосты и лестницы.
Различные породы гранита сыграли ведущую роль в архитектуре двух прибалтийских городов – Санкт-Петербурга и Хельсинки. В первую очередь, это было вызвано непосредственной близостью к Фенноскандинавскому геологическому щиту, где граниты распространены повсеместно. Более того, это месторождение позволяет добывать цельные блоки камня больших размеров. Из одной такой заготовки выполнен ствол Александровской колонны, установленной в северной столице нашей страны. Длина его в готовом виде составляет 25,58 м, а вес – около 700 т.
Для облицовки Эрмитажного моста через Зимнюю канавку и Дворцовой набережной Невы привозили добытый на островах Финского залива красивый розовый мрамор, ставший символом Петербурга царских времен. Этот же камень с неповторимым рисунком был использован для изготовления внутренних колонн Казанского и Исаакиевского соборов, подиумов зданий Дж. Кваренги, К. Росси и других мастеров классицизма.
Для тонких декоративных работ в Петербург доставляли карбонатные породы из карьеров Эстонии – там они наиболее прочные и долговечные. Особую ценность представлял собой плотный красно-коричневый, лилово-коричневый, желтый цветной камень из карьеров на острове Эланд в Швеции. Плиты из него украсили полы и надгробия в церквях и замках многих прибалтийских городов и других, более далеких мест, таких как старая польская столица Гнезно.
Из прекрасного светло-серого гранита построен архитектурный шедевр религиозно-исторического центра Испании – Эскориал. Монастырь, королевский дворец и музей города выполнены как будто из одного камня. Некрупные прямоугольные гранитные блоки обтесывались прямо в местных каменоломнях, а ровная гладкая кладка до сих пор вызывает восхищение своим совершенством. Несмотря на выбранный цвет камня, Эскориал выглядит не сумрачным, а довольно светлым, появившаяся с годами патина придает граниту золотистый оттенок. А внутренний Каменный костяк здания, до сих пор сохраняет первозданную чистоту тона.
Известняк — осадочная горная порода, возникшая миллионы лет назад на дне древних морей из морских осадков, занимает более 10% всех отложений земного покрова.
Огромные глыбы, вырубленные из этого материала, использовались для строительства знаменитых Египетских пирамид, а из каменных блоков гораздо меньших размеров были возведены многие замки Франции, Англии, Германии и других европейских стран. Знаменитый Собор Парижской Богоматери тоже сооружен из камней известняковых пород.
Из-за множества сооружений, построенных из этого белого камня, древнюю Русь называли Белокаменной. Известняк широко применялся Владимиро-Суздальскими и Московскими князьями для возведения соборов и дворцов. Из него построены Белокаменный кремль Дмитрия Донского, Грановитая Палата и главный собор Кремля — Успенский. Да и сам Кремль, построенный из красного кирпича, имеет фундамент и цокольные части стен, выполненные из белого камня.
Используемый в основном как строительный материал, известняк широко применялся и для изготовления декоративных фасадных плит, колонн, порталов дверей и даже скульптур. Белокаменные узорные детали использовались для украшения самых разных построек, например, известнейшая Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 году из кирпича, отделана узорочьем из известняка.
И, возвращаясь к древней Греции, где мрамор преобладал в качестве строительного и отделочного материала, нельзя не вспомнить, что первый афинский Акрополь в VI в. до н.э. был построен именно из известняка. И уже Новый Акрополь, созданный во времена Перикла, стал сооружаться из пентеликонского мрамора.
Известняк или белый камень, благодаря своей однородной и пористой структуре, обладает высокой прочностью и морозостойкостью, что делает постройки из него долговечными и надежными. Наряду с прочностью, этот материал легко обрабатывается – пилится, режется, шлифуется. И, конечно, немаловажным фактором является привлекательный внешний вид, который имеют постройки из известняка.
Конечно, в истории нашей цивилизации для строительства и декоративных работ использовались не только мрамор, гранит и известняк. Но эти три породы натурального камня, пожалуй, стали основными материалами, применяемые в разных уголках нашей планеты, и пользующиеся популярностью и высоким спросом и по сей день.
Облицовочные плиты, скульптуры, памятники и декоративные украшения из мрамора, гранита, известняка стали украшением многих городов и стран, и могут стать частью интерьера вашей квартиры или загородного дома. Искусно изготовленные скамьи, беседки, статуи и фонтаны преобразят любой даже самый простой сад, сквер или парк и сделают его поистине прекрасным.
Статья предоставлена Компанией «КАМ»
В чем принципиальное отличие настоящего бриллианта от искусственного? Чем отличается натуральная черная икра от икры, произведенной промышленным способом? Ведь по внешнему виду трудно отличить их от оригинала?
Отличие в потребительских свойствах в том, что никогда нельзя заменить созданное природой придуманным и произведенным человеком. Такого богатого и разнообразного сочетания цветов, присущих натуральному камню, невозможно добиться ни в каком искусственном материале.
Также следует учитывать тот факт, что изделия, имитирующие гранит и мрамор создаются на основе полиэфирных смол, что не очень хорошо сказывается на экологической обстановке в местах, где они применяются, в то время как натуральный камень, в том числе мрамор, гранит или оникс, напротив, является отличным антисептиком по своей природе.
Еще несколько аргументов в пользу выбора натурального камня:
У натурального камня также есть и минусы, но большинство его недостатков скорее надуманы, нежели реальны. Даже вокруг очевидных фактов порой образуется столько домыслов, что не предвзято разобраться в том, каковы же недостатки натурального камня и насколько они существенны, довольно сложно.
Главным объективным недостатком натурального камня считается его вес. Действительно, гранит и мрамор и впрямь являются одними из самых тяжелых отделочных материалов, и этот фактор обязательно должен учитываться.
Но это отнюдь не означает, что от натурального камня нужно отказаться только на том основании, что он слишком много весит. Просто в каждом конкретном случае необходимо проводить индивидуальные расчеты, исходя из высоты здания, породы натурального камня, толщины облицовочных плит, общего веса облицовки, учитывать способ крепления, толщину и материал стен, и множество других факторов.
Источник: http://www.stonelux.kz/news/?id=54
Ни один строительный материал, кроме натурального камня, не может возлагать надежд на получение звания «вечного». Натуральный камень недаром является символом долговечности, ведь он очень прочен, устойчив к «капризам» внешней среды и, к тому же, совершенно безопасен для человека. Со временем он лишь приобретает налет античности и особый шарм. Именно поэтому сегодня так популярны предметы интерьера и экстерьера из натурального камня. Но у многих людей, которые хотят использовать этот материал для отделки, возникает вопрос, как почистить камни, если их внешний облик потускнел.
Сегодня есть специальные средства по уходу за камнем. Однако стоит отметить, что если материал выбран правильно в соответствии с предполагаемыми условиями эксплуатации, а также правильно произведена его укладка на подходящий клеевой состав, то очистка натуральных камней вам потребуется нечасто. Исключением являются влажные условия эксплуатации, ведь вода способна создавать на камне известковый налет. Также очистка камня может потребоваться в случае строительных и бытовых загрязнений. Современные очистители смогут справиться буквальным образом с любыми пятнами.